Выпуск 3

Давид Суладберидзе

Давид Сулаберидзе, основатель и руководитель дизайн-студии LocusInteriors

Наши клиенты и что им важно

Мы работали с самыми разными клиентами. Это были творческие люди, программисты, семейные пары, был даже мэр города и братки!

Сегодня нашему клиенту нужны решения «под ключ», от дизайн-проекта до реализации и комплектации. Вплоть до текстиля. Такой подход транслирует текущая экономика и такие гиганты, как Сбер, Яндекс.

Всей своей работой наша команда транслирует потенциальным клиентам, что делать все «под ключ» в одной компании – это целесообразно и безопасно, это гарантия соответствия конечного результата проекту.

Рынок b2c и понимание бюджетов

Если сравнивать рынки b2b и b2c, то последний сейчас наиболее емкий. Это связано с тем, что после COVID многие бизнесы ушли в оффлайн и возвращаться не хотят.

В России клиенты часто делают дизайн и ремонт один раз в жизни, и мало кто из них имеет объективное представление о его бюджете. Наша задача –доходчиво и детально расписать и обосновать бюджет. Бывает, что полная реализация может составлять от 50 до 100% стоимости объекта недвижимости.

В России нет единого стандарта дизайн-проекта, каждый дизайнер интерпретирует его по-своему. Из-за этого клиенты часто не понимают, как должен выглядеть проект и сколько он должен стоить. Классический набор разделов - это планировочное решение с коллажами, визуализация и третий раздел - рабочие чертежи с ведомостью комплектации. Инженерные проекты сюда не входят.

Детализация дизайн-проекта и заход на ремонт

По нашему опыту, чрезмерная детализация в дизайн проекте не нужна.

Долгая детальная работа над проектом, множество техкарт по строительным решениям в проекте нецелесообразны. Наш опыт и опыт наших коллег показывает, чем толще проект, тем с меньшей вероятностью строители будут руководствоваться им в работе.

Все клиенты спешат, поэтому даже три месяца – это долго. Часто мы запускаем ремонт после утверждения планировочного решения, когда уже есть понимание по инженерии.

Такой сценарий дает нам возможность плавного входа в ремонт, когда клиент видит небольшую стоимость начального этапа работы. Это бывает важно, когда мы имеем дело с людьми, которым сложно сразу расстаться с большими суммами денег.

К тому же, в дорогих жилых комплексах Москвы и Санкт-Петербурга запуск ремонта может длиться от двух недель до месяца. Потому что управляющая компания определяет свои правила, которые мы обязаны соблюдать.

О комплектации

Сейчас продавать клиентам комплектацию не так просто. Часто они сравнивают наше предложение с ценами на рынке, но не до конца понимают разницу. Приходится обосновывать стоимость, а также объяснять клиенту ценность того что, что мы берем на себя всю работу по поиску изделий и материалов, отбору, контролю и доставке на объект.

Если мы контролируем сторонних подрядчиков на объекте, то стараемся продать такую услугу, как управление проектом, поскольку агентское вознаграждение при таком взаимодействии не предусмотрено. Обычно агентское вознаграждение мы частично используем для покрытия издержек по управлению комплектованием проектов.

Актирование работ и сложные клиенты

Договорные отношения очень важны во взаимоотношениях с клиентом. Частота дробления актов – спорный вопрос. Меньше актов – меньше расчетно-контрольной работы, однако больше вероятности кассового разрыва. Здесь нужно умелое планирование по ситуации.

Мы привязываем акты к этапам работ, на этапе ремонта – это 3-4 акта, далее идут этапы по мебели и декору.

Чтобы исключить потребительский терроризм, нужно внимательно квалифицировать клиента на старте и использовать надежные договоры.

Рынок труда дизайна и ремонта квартир

Рынок труда сейчас колеблется, автоматизация идет полным ходом, многие профессии исчезают, и люди идут туда, где простой вход. В частности, в отделку. Эти люди часто обучаются на роликах из Ютуба и выходят на объекты с надписью на лбу «умею делать все!». А потом начинаются проблемы, от которых страдает наша отрасль. Также с дизайнерами, которых штампуют на курсах десятками, без погружения в практику, потом такие дизайнеры делают проекты, на которые без слез не взглянешь…

Хардскиллы (профессиональные, технические навыки) а нашем деле очень важны. Нужно их прокачивать, совершенствоваться в плане своей технической подкованности, изучать новинки, тренды, разбираться глубже в физике процессов и в технической подоплеке, ходить на конференции, общаться в комьюнити.

Вместе с тем, важны софтскиллы. Это самодисциплина, коммуникабельность, таймменеджмент, понимание в конфликтологии, эмпатия... Можно даже сказать, что они первичны. На стыке этих навыков мы видим крутых профессионалов.

Работа с людьми в коллективе дизайн-студии

У нас в отрасли много творческих людей и ремесленников, к которым нужен деликатный подход. Все мы знаем, что есть даже мемы с портретами разных мастеров, будь то электрик, сантехник, маляр и даже дизайнер. Каждый спец на своем вайбе и это требует от руководящего звена студии внимательности, непредвзятости и, что уж говорить, надо банально любить людей!

Я люблю людей, новые знакомства, люблю общаться, наблюдать за людьми, слушать их истории. Это очень ценно, особенно для тех, кто ведет бизнес b2c.Эти качества важны особенно для руководителей, официальных лиц компании, иначе, я считаю, бизнес просто обречен.

У истоков нашей дизайн-студии я и ведущий дизайнер Роман Суворов, мы составляем руководящее звено. В управлении студией нам помогает наше военное прошлое, мы офицеры запаса и такие навыки, как дисциплина, четкость в постановке задач, таймменеджмент, умение эффективно работать с разными людьми, кризис-менеджмент безусловно помогают нам. В принципе, на стройке примерно как в армии.