Школы : да кому оно надо?
Учиться, учиться, учиться…….как завещал нам дедушка Ильич. Для меня этот процесс настолько не отъемлем от обычной жизни, что для меня стало настолько неожиданным однажды услышать – да зачем мне учиться, там все равно одну «воду» преподают. Эта фраза несколько лет назад вырвала меня из привычного течения и заставила оглянуться вокруг.
То, что я увидела, заставило меня, мягко говоря, удивиться. Я поняла, что живу в эпоху школ. Почти все как-то чему-то учат. Так это же хорошо – подумала я…….при чем тут «вода»? Ведь это замечательно, когда люди делятся опытом и передают знания. Осталось выяснить – а что все-таки они передают? И я, с присущим мне энтузиазмом, начала этот новый мир «школ» исследовать.
Сразу скажу – выводов получилось много. Но начну немного издалека.
Миллионы лет назад, когда я заканчивала институт, один из моих преподавателей заметил особенность моего мозга быстро структурировать информацию и предложил мне…..дописать его учебники. Для меня это было неожиданно, но очень интересно, и я взялась за дело, не понимая в этом ничего. Тогда с моей юношеской наивностью это дело казалось мне очень легким. Но не тут то было. На первых же шагах меня ждало много сюрпризов. Благо в то время уже была возможность «спросить у Яндекса», и я начала осваивать……..как потом оказалось профессию методолога.
То, что я увидела, заставило меня, мягко говоря, удивиться. Я поняла, что живу в эпоху школ. Почти все как-то чему-то учат. Так это же хорошо – подумала я…….при чем тут «вода»? Ведь это замечательно, когда люди делятся опытом и передают знания. Осталось выяснить – а что все-таки они передают? И я, с присущим мне энтузиазмом, начала этот новый мир «школ» исследовать.
Сразу скажу – выводов получилось много. Но начну немного издалека.
Миллионы лет назад, когда я заканчивала институт, один из моих преподавателей заметил особенность моего мозга быстро структурировать информацию и предложил мне…..дописать его учебники. Для меня это было неожиданно, но очень интересно, и я взялась за дело, не понимая в этом ничего. Тогда с моей юношеской наивностью это дело казалось мне очень легким. Но не тут то было. На первых же шагах меня ждало много сюрпризов. Благо в то время уже была возможность «спросить у Яндекса», и я начала осваивать……..как потом оказалось профессию методолога.
Расскажу основные законы написания учебников, создания обучающих продуктов, которые я тогда выяснила.
Первое – обучение должно быть результативным. Если человек, прочитав учебник, прослушав урок, ничего не понял или не запомнил, это не его вина, это проблема учителя. Да, есть процент людей, не способных к обучению, но он небольшой. Большинство - достаточно образованные люди, способные качественно освоить практически любой урок. Мне очень нравится фраза Ричарда Фейнмана «Если вы ученый, квантовый физик и не можете в двух словах объяснить пятилетнему ребенку, чем вы занимаетесь, — вы шарлатан» Альберт Эйнштейн говорил немного по-другому, но смысл тот же: «Если вы не можете объяснить пятилетнему ребенку свою мысль, значит, вы сами ее не очень-то понимаете»
Второе – обучение должно быть интересным. Вспомните своих школьных учителей – те, которые добавляли в свои уроки элементы игры, живые примеры, интересные задачи – достигали намного более высоких результатов среди учеников, чем те, которые с уныло-постным лицом читали вслух страницу за страницей профильный учебник.
Третье – после уроков у человека должны остаться методические материалы, на которые он будет опираться некоторое время после обучения. По сути – это так называемые «шпаргалки», которые многие из нас писали перед экзаменами – «выжатая» до максимально важных вещей информация, которая охватывает все самые важные моменты.
И четвертое – обучение всегда должно быть разбито на «классы». При освоении информации мозг человека должен получать доступную и понятную ему на данный момент информацию. Например, чтобы стало понятно, о чем я сейчас говорю. Ученику первого класса невозможно объяснить сложные задачи по математике, пока он по ступеням не освоит цифры, потом арифметику, сложение, вычитание, умножение, деление, дальше алгебру, геометрию. Все школьные курсы создавались не просто так, над ними работало огромное количество ученых, которые исследовали человеческий мозг и его способность к обучению.
Второе – обучение должно быть интересным. Вспомните своих школьных учителей – те, которые добавляли в свои уроки элементы игры, живые примеры, интересные задачи – достигали намного более высоких результатов среди учеников, чем те, которые с уныло-постным лицом читали вслух страницу за страницей профильный учебник.
Третье – после уроков у человека должны остаться методические материалы, на которые он будет опираться некоторое время после обучения. По сути – это так называемые «шпаргалки», которые многие из нас писали перед экзаменами – «выжатая» до максимально важных вещей информация, которая охватывает все самые важные моменты.
И четвертое – обучение всегда должно быть разбито на «классы». При освоении информации мозг человека должен получать доступную и понятную ему на данный момент информацию. Например, чтобы стало понятно, о чем я сейчас говорю. Ученику первого класса невозможно объяснить сложные задачи по математике, пока он по ступеням не освоит цифры, потом арифметику, сложение, вычитание, умножение, деление, дальше алгебру, геометрию. Все школьные курсы создавались не просто так, над ними работало огромное количество ученых, которые исследовали человеческий мозг и его способность к обучению.
Есть еще несколько важных моментов, но эти первые – самые важные и они составляют суть профессии методолог. Так что это за человек?
Методолог— это человек, который благодаря определенной системе создает из большого объема знаний эксперта четкую понятную систему знаний, которая сопровождается заданиями для проверки, практикой и системой получения обратной связи.
Главное, что я хочу отметить – методолог, это не тот, который учит эксперта зарабатывать на своих знаниях. Зарабатывать можно и преподавая очевидную «воду». Всегда найдутся те, которые поведутся на красивую рекламу и воронку продаж, заплатят свои деньги за очередной курс. Методолог – это тот, кто помогает создать учебный курс, книгу, школу на основании реальных знаний эксперта и с конкретным результатом в полученных знаниях.
А сейчас, когда я полстраницы писала о том, кто такой методолог и какими должны быть школы, вернемся к моим исследованиям окружающего мира.
Школ действительно появилось много. И их сделали методом развития личного бренда и сбора денежных средств с легковерующих. И я не против этого, но пока вы выращиваете собственное имя и создаете дополнительный доход – вы учить то не забывайте. Когда видишь, что «эксперт» с умным видом вещает явно не свои мысли, а иногда и не соответствующие реальности, хочется сказать – остановитесь, это может быть опасно. Люди же вам верят и начинают так делать, а результат бывает непредсказуемым.
Профессионалов, которые по-настоящему учат, к сожалению, сейчас на общем фоне немного. Но они есть и это хорошо. Лично мое мнение – что в той сфере, где мы с Вами сейчас развиваемся – в дизайне и строительстве, хорошие учителя жизненно необходимы. Да, конечно немалое количество знаний дают университеты……..и не дают…. Но теория, не подкрепленная практикой в строительстве ничего не стоит. Ты можешь знать ,в теории, как штукатурить стены или осуществлять авторский надзор. Но пока ты не пройдешь весь путь своими руками и ногами, и при этом не один раз, ничего путного не получится.
Главное, что я хочу отметить – методолог, это не тот, который учит эксперта зарабатывать на своих знаниях. Зарабатывать можно и преподавая очевидную «воду». Всегда найдутся те, которые поведутся на красивую рекламу и воронку продаж, заплатят свои деньги за очередной курс. Методолог – это тот, кто помогает создать учебный курс, книгу, школу на основании реальных знаний эксперта и с конкретным результатом в полученных знаниях.
А сейчас, когда я полстраницы писала о том, кто такой методолог и какими должны быть школы, вернемся к моим исследованиям окружающего мира.
Школ действительно появилось много. И их сделали методом развития личного бренда и сбора денежных средств с легковерующих. И я не против этого, но пока вы выращиваете собственное имя и создаете дополнительный доход – вы учить то не забывайте. Когда видишь, что «эксперт» с умным видом вещает явно не свои мысли, а иногда и не соответствующие реальности, хочется сказать – остановитесь, это может быть опасно. Люди же вам верят и начинают так делать, а результат бывает непредсказуемым.
Профессионалов, которые по-настоящему учат, к сожалению, сейчас на общем фоне немного. Но они есть и это хорошо. Лично мое мнение – что в той сфере, где мы с Вами сейчас развиваемся – в дизайне и строительстве, хорошие учителя жизненно необходимы. Да, конечно немалое количество знаний дают университеты……..и не дают…. Но теория, не подкрепленная практикой в строительстве ничего не стоит. Ты можешь знать ,в теории, как штукатурить стены или осуществлять авторский надзор. Но пока ты не пройдешь весь путь своими руками и ногами, и при этом не один раз, ничего путного не получится.
Я люблю сравнение – в средние века существовали гильдии мастеров – и человек в начале пути в профессию не мог назвать себя мастером, пока не прошел весь путь от младшего подмастерья до мастера, при этом под присмотром старшего в гильдии.
На основании всего выше сказанного, я хочу сказать несколько важных вещей.
Не создавайте себе школу, просто ради дополнительного заработка. Школа должна давать знания. Если вы уверены в своих знаниях и готовы делиться ими – начните свой путь к своей Школе вместе с хорошим методологом. Учебный курс – это система, построенная на определенных правилах оформления информации в структуру, доступную для усвоения неподготовленным человеком и дающую определенный результат.
И главное – хочу сказать тем, кто за годы практики приобрел опыт и знания – учите….потому что если вы не начнете учить, будут учить те, кто будет продавать «воду». И здесь опасно именно то, что эти « странные» знания будут, как вирус расползаться по отрасли и отравлять умы неопытных специалистов.
На основании всего выше сказанного, я хочу сказать несколько важных вещей.
Не создавайте себе школу, просто ради дополнительного заработка. Школа должна давать знания. Если вы уверены в своих знаниях и готовы делиться ими – начните свой путь к своей Школе вместе с хорошим методологом. Учебный курс – это система, построенная на определенных правилах оформления информации в структуру, доступную для усвоения неподготовленным человеком и дающую определенный результат.
И главное – хочу сказать тем, кто за годы практики приобрел опыт и знания – учите….потому что если вы не начнете учить, будут учить те, кто будет продавать «воду». И здесь опасно именно то, что эти « странные» знания будут, как вирус расползаться по отрасли и отравлять умы неопытных специалистов.